ГБУ РО «Сапожковская ЦРБ»
ГБУ РО «Сапожковская ЦРБ»
Государственное бюджетное учреждение Рязанской области
«Сапожковская районная больница» Будтье здоровы!
Сапожковский район
Рязанская обл., Сапожковский р-он,
г. Сапожок, ул. Садовая, 68.
+7 (49152) 2-18-49

О детском травматизме и его профилактике

Травматизм является серьезной проблемой. Травматизма можно избежать путем профилактики или борьбы с ним.

Среди комплекса профилактических мероприятий особую роль играет предупреждение несчастных случаев и травм, которые стали одним из главных факторов, угрожающих жизни и здоровью детей.

На первом месте по распространенности находятся бытовые травмы, т. е. полученные во дворе, дома, во время игр и спортивных развлечений и т. д. Это – падение с высоты (крыши, деревья), ранения острыми предметами; огнестрельные ранения из самопалов и пугачей; травмы, связанные с неправильным обращением с электричеством и электроприборами. Нередко травмы у школьников возникают при неорганизованных занятиях спортом у детей младшего и среднего школьного возраста – при падении с качелей, при нарушении правил катания на санках, при катании на лыжах с крутых склонов, при езде на велосипеде и т. д.

Второе место занимает транспортный травматизм. Несчастные случаи на улицах и дорогах занимают первое место среди причин смертности от травм детей старше 4 лет.

Одно из ведущих мест среди причин смертности детей школьного возраста занимают несчастные случаи на воде. Они являются следствием безнадзорности детей во время купания, неумения их плавать, несоблюдения правил купания, а также нарушения взрослыми правил катания с детьми на лодках и других плавательных средствах.

Кроме того, достаточно часто регистрируются и отравления среди детей. Причинами отравления детей бывают различные ядовитые грибы, ягоды, листья стеблей, корневища растений, а также небрежно хранящиеся лекарственные вещества, ядохимикаты и др.

Опыт показывает, что детский травматизм связан, в основном, с отсутствием у детей прочных навыков правильного поведения в различных жизненных ситуациях, поэтому травматизму наиболее подвержены дети школьного возраста.

Регистрируются несчастные случаи и в школе. Чаще всего они возникают во внеурочное время в классе, коридоре, во дворе. Большинство травм – результат недисциплинированности детей (падения с лестниц, парт, подоконников, подножки и т. д.).

Уважаемые родители!

Очень важно приучать детей к самообслуживанию, к участию в домашнем труде. Ребята, помогающие родителям по хозяйству, как правило, более аккуратны и внимательны, что способствует предупреждению травм. Но, поручая ребенку работу по дому, следует подробно разъяснять ему, почему необходимо выполнять те или иные правила при пользовании ножом, иголкой, электроприборами и к чему приведут нарушения этих правил.

Никакой реальной пользы не будет от бесконечных напоминаний «будь осторожен», «делай аккуратно». Необходимо конкретно объяснять, что именно следует делать и чего делать нельзя. Следует научить его последовательно выполнять ряд действий, объясняя, почему необходимо делать именно так. Действие, которое взрослыми совершается автоматически, ребенку надо объяснить детально. Например, если ребенка учат снимать с огня кастрюлю с супом, то требуется совершать действия в следующей последовательности:

1. Погасить под кастрюлей газ (либо выключить электроплиту);

2. Не снимать крышку с кастрюли, пока не поставили ее на стол;

3. Взять кастрюлю тряпкой за обе ручки;

4. Нести кастрюлю обеими руками, отставив немного вперед и в сторону;

5. Не ставить кастрюлю на край стола.

Родители не должны равнодушно проходить мимо небезопасных шалостей детей, их долг предотвратить беду, даже если она угрожает чужому ребенку.

Зимой задача взрослых состоит в том, чтобы убедить ребёнка не бросать снежок в упор и не целить в голову, так как можно таким образом травмировать глаз другому, не допускать одновременного катания младших и старших детей (съезжание на ногах, с разгона, подсекание и толчки младших), катание с гор на санках, с насыᴨей, иногда под колеса автомобилей.

Напоминайте о возможности получения обморожения. Правильные доврачебные действия: наложение на обмороженное (II и III стеᴨени) место термоизолирующей повязки (нельзя растирать снегом и шерстью, касаться теплыми руками, опускать конечность в теплую воду); далее согревание изнутри горячим чаем или кофе и обращение к врачу.

Предупреждайте получение ожогов, которые могут иметь любую этиологию - открытое пламя, кипяток, водяной пар, горячая вода из-под крана, раскаленные предметы, взрыв пороха, сведение в точку солнечных лучей.

Дети получают ожоги в 6 стандартных случаях:

1. "Елочный" огонь возникает быстро из-за возгорания от открытого пламени свечи, тлеющего воскового огарка, замыкания электроᴦᴎҏлянды, некачественных бенгальских свечей.

2. Горячая пища на столе должна быть недоступна ребенку.

3. Эксᴨȇрименты с открытым огнем (чаще страдают школьники - бензин в костер, курение взрослых возле каʜᴎϲтры с бензином).

4. Огнестрельные раны (характерны для энергичных "эксᴨȇриментаторов").

5. Пиротехнические средства (ᴨетарды, факел-свеча, самодельные салюты; нарушение инструкции по использованию или технике безопасности).

6. Брошенные боеприпасы; без присмотра охотничье ружье; взрывные устройства (терроризм).

Регулярно напоминайте детям о том, что:

а) удар портфелем (обычно 3-5 кг) по голове может привести к серьезной черепно-мозговой травме и остаточным явлениям через 2-3 года (падение остроты зрения, шум в ушах, головная боль, снижение памяти и работоспособности);

б) "выдергивание стула" может привести к компрессионному ᴨерелому позвоночника, ᴨерелому крестца, копчика, потере зрения;

в) торчащий гвоздь (3-4 см) или кнопка кверху жалом может поранить мочеиспускательный канал у мальчика, вплоть до инвалидности.

Уважаемые родители!

1. Создавайте травмобезопасную среду, в которой пребывают дети.

2. Выработайте у детей навык безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.

3. Закаливайте и физически развивайте детей, укрепляя тем самым их костно-мышечную систему и вырабатывая координацию движений.

С заботой о Вас, врач кабинета медицинской профилактики Валяева Ольга.

О детском травматизме и его профилактике